Размышления на Рождество Христово.

Рождество Христово – всеобъемлющий праздник. Для некоторых людей он превосходит даже Пасху, хотя Пасха для православных более великое событие, что видно даже по количеству дней до отдания, 7 для Рождества и 40 для Пасхи. Но как можно разделить эти события Священной истории Промысла Божия? Все эти разделения достаточно условны….

Рождество многими столетиями впитывалось в души людей создавая особую атмосферу добра, любви и чуда. Чуда приближения Бога к человеку и земному миру, соединения вечного и временного, чуда преодоления одиночества и смерти. В народном, поэтическом, литературном и иконографическом творчестве в событие Рождества Христова вовлекается не только человеческий, но и животный мир!

Вот, к примеру такое нежное стихотворение:

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос…
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»
(С. Чёрный)

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Начало работ

И этот захват всего живого в осмысление Рождественского чуда наталкивает на самые разные переживания. Весь мир интуитивно ищет возвращения в ту жизнь, которая была утрачена когда-то отпадением человека от Творца. А предание Церкви повествует нам о многочисленных примерах участия животного, растительного и вещественного мира в Божественном промысле. Например, Валаамова ослица (Числа.22:28) , проросший жезл Аарона (Числа 17:8), повинующиеся Христу ветры и море (Матфей 8:27), и конечно же Вифлеемская звезда. И если даже природа так реагирует на приближение Бога, то как не реагировать человеку?

Но человек не так прост как вся природа. В нем есть нечто, чего нет у других созданий земного мира – разум, сознание и свобода воли, которым, в свою очередь для общения с Богом необходима такая категория как ВЕРА. Как она возникает у одних, и почему отсутствует у других, какова она у детей, и какова у взрослых, это отдельная глубокая тема. Но без нее человеческая душа начинает гаснуть, как лампочка без электричества. Именно она определяет отношение человека к событию Рождества Христова.

Я долго размышлял и долго был в сомненье,
Что есть ли на землю от высоты смотренье;
Или по слепоте без ряду всё течет,
И промыслу с небес во всей вселенной нет.
Однако, посмотрев светил небесных стройность,
Земли, морей и рек доброту и пристойность,
Премену дней, ночей, явления луны,
Признал, что божеской мы силой созданы.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Фоторепортаж с Рождественской Службы

(М.В.Ломоносов)

Кого-то Рождество заставляет задуматься о самых главных вопросах, таких как “Кто на самом деле этот младенец?”, “Зачем Он одился в этом мире?”, “Зачем я родился в этом мире?”, “Что хорошего есть в моей жизни?”, “А есть ли в моей жизни место Богу?”и т.п. …А кто-то просто радуется вспоминая светлые моменты из детства, своих родителей, друзей, как-то связывая всё это с Рождеством… Эти вопросы побуждают нас думать и искать ответы о своем месте в этом мире, о том, что ожидают от нас близкие люди, о том, что ожидает от нас Бог, как правильно жить, чтобы обрести счастье. Священное Писание обращает наше внимание на волхвов и их дары, относя мысли и к нашим собственным дарам Богу. Безусловно этот праздник пробуждает всё самое светлое и доброе в сердцах не только верующих людей.

Но при этом, всё не так просто. Наблюдается и другое восприятие этого праздника как в среде верующих, так и в среде неверующих. В первой среде иногда можно видеть погружение лишь в обрядовую сторону праздника, иногда даже без попыток задуматься о смыслах Рождения Спасителя и пережить личную встречу со Христом. А во второй среде широкой общественности наблюдается попытка свести праздник к простому торжеству наподобие нового года, к простой радости жизни, напрочь забывая Личность виновника этого торжества, без Которого всё теряет смысл. На простой вопрос, чье рождение мы празднуем, некоторые взрослые люди уже затрудняются ответить.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Расписание богослужений до праздника Рождества Христова.

Что же делать? В свете описанных выше сложностей, лично я призываю ни в коем случае не судить строго кого бы то ни было, и тем более не требовать, а воспользоваться моментом для несения благой радостной вести своим ближним. Через свой личный опыт веры и богопознания, через доброе общение и конкретные дела милосердия, через искренность и открытость. Найти свое место в жизни родившегося Христа и свидетельствовать об этом миру. Ведь если Бог приходит тот мир, где мы все живем, становится ближе к нам даже по физической природе, то возможность соединить себя с Ним у всех нас одинаковая. И если этого достигали многие святые люди, среди которых есть и наши предки и наши современники, то почему же к этому не устремится и нам?

Протоиерей Сергий Семиков.

ПЕЩЕРА

(Вячеслав Иванович Иванов. Написано 25 декабря 1917 г.)

Умозрение и вера
Говорят душе равно:
Небо звездное — пещера,
Матерь Божия оно.

Горних стран потребна мера,
Недр земных измерить дно.
Говорят душе равно
Умозрение и вера:
Вифлеемская пещера,
Новый гроб в скале — одно.

Скуй последнее звено:
Как небес ночная сфера,
Темен склеп, где спит зерно.
И в душе твоей темно,
И душа твоя — пещера.

 

 

https://youtu.be/w-By5_z0RKQ<' '

Поделиться в: