Исцеление как средство, а не цель

Дорогие братья и сестры! В этот воскресный день на Литургии в храмах читался фрагмент Евангелия об исцелении слуги Капернаумского сотника. ( Мф., 25 зач., VIII, 5-13.) Сотником в те времена назывался начальник сотни воинов, следящих за порядком и охранявших город. По современным меркам это примерно тот же уровень, что и глава города или начальник УВД, т.е. весьма высокопоставленный человек. И вот этот человек обращается ко Иисусу Христу с просьбой исцелить больного юношу, и Христос говорит: «Я приду и исцелю его», но что Он слышит в ответ от сотника?! — «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.»

В Писании сказано, что такой ответ сотника приводит Христа в немалое удивление, и Господь говорит, что не находил такой сильной веры во всем Израиле! И в результате такой веры «выздоровел слуга его в тот час». Но в контексте данного эпизода хотелось бы предложить задуматься над таким вопросом, какова была конечная цель этого события? Только ли исцеление слуги? Или есть что-то еще? Очевидно, что если бы речь шла только о выздоровлении, как о цели, то Христос вряд ли стал бы тут же говорить о том, что люди с сильной верой (подобно сотнику) с разных концов земли придут и займут место избранных в Царстве Небесном. Главным было не выздоровление тела, а обретение главного — Царства Небесного. И только ради этого путеводительства души человеческой к Богу, исцеление употребляется всего лишь как средство, способное укрепить ослабевшего человека. Но если здоровье ставится на первое место как цель, а Бог для этого используется всего лишь как средство, то оно тут же превращается в препятствие человеческой души к Богу. Всё переворачивается «с ног на голову». В этом случае, получившему здоровье, человеку Бог уже не нужен, до тех пор, пока вновь здоровье не пошатнется.

Такие взаимоотношения между человеком и Богом вряд ли можно назвать нормальными, они очень похожи на манипулятивное потребителькое отношение между родственниками, когда один в другом видит только средство для получения каких-либо благ, но сам человек тяготит и мешает. Так и Бог, дающий человеку жизненные силы, Сам по Себе может мешать и тяготить со всеми Своими призывами к жертвенности, служению и любви. Ценостью становится не Бог, а лишь то, чем Он обладает. А нормально ли это? Пусть каждый ответит на этот вопрос себе сам.

Поделиться в: